Харассмент — сравнительно новая тема в украинском бизнесе и законодательстве.

Само понятие имеет широкую палитру значений. Оно включает любые грубые действия, оскорбления, домогательства, нежеланные предложения сексуального характера, склонение к связи и просто любые унизительные высказывания или неприличные шутки по гендерному признаку.

Тема более популярна на Западе, но это далеко не значит, что в нашей стране компании реже сталкиваются с домогательствами и ситуациями, когда руководители используют власть и положение для безнаказанных и неэтичный действий.

Как правило, если, мягко говоря, некорректное поведение сотрудника вылазит наружу, то это становиться огромной репутационной проблемой для всей компании. Особенно, если сотрудник занимает топовую позицию и является лицом бренда. Защитники прав быстро разнесут информацию в прессе и медиа-пространстве. Ситуация произошла в вашей компании? Значит и ответственность лежит на вас!

Конечно, увольнение сотрудника-домогателя и компенсация пострадавшему сотруднику-жертве могут помочь сгладить ситуацию с репутационными проблемами. Но, как правило, если даже компания и выбирает правильный путь решения сложившейся ситуации, вскоре начинают появляться жертвы, которые ранее молчали и боялись заявить о проблемных взаимоотношениях с руководителем. Или же недовольный уволенный сотрудник подает ответный иск за клевету или несправедливое увольнение. Такие процессы могут длиться месяцами, а иногда и годами.

Выше были приведены лишь примеры ситуаций, которые могут настигнуть любую компанию. Помимо домогательства есть еще ряд скандальных видов харассмента, которым довольно непросто противостоять в рамках репутационного менеджмента.
Современные компании просто обязаны просчитывать такие риски и страховать свое имя на случай подобных ситуаций.

Изначально нужно разработать кодекс корпоративной культуры, где будут изложены все взгляды, которых придерживается компания — своего рода правила, с которыми должен быть ознакомлен каждый сотрудник. После подписывается соответствующий договор. Назначение этих регламентов – определить нормы поведения в компании, которые помогают сформировать и поддерживать инклюзивную рабочую среду.

Также, очень важно создать анонимный канал для жалоб. Часто люди бояться сообщать о нарушении своих прав, опасаясь последствий или испытывая чувство стыда. Именно поэтому у сотрудников должна быть возможность сообщить о случаях дискриминации или домогательствах анонимно и конфиденциально, например, онлайн.

Введение ответственности за нарушения. Все мы знаем, что никакие правила не будут соблюдаться, по крайней мере, в полном объеме, без санкций за их несоблюдение. Если сотрудник вашей компании нарушает принятые правила, обязательно последуют дисциплинарные меры – от выговора до увольнения.

Харассмент негативно влияет как на внутреннюю атмосферу в рабочем коллективе, так и на вашу репутацию. Потому важно уметь бороться с этой проблемой, как на превентивном, так и на пост-периоде.