Продолжаем разбираться в примерах применения черного пиара в разных странах мира. На этот раз изучаем опыт постоянных геополитических конкурентов: США и России.

США

В США есть свои собственные версии политически мотивированных техник манипуляции, среди которых, вероятно, наиболее известны «астротурфинг и, так называемая, «крысиным трюком». В то время как «астротурфинг» относится к тому, что, по сути, является фальшивым массовым движением, «крысиный трюк» определяется как использование грязных уловок для подрыва и дискредитации ваших политических противников.

Однако, есть много схожих примеров и в корпоративном мире. Еще в 2011 году Facebook был уличен в организации клеветнической кампании против Google. Вот как обстоят дела: Facebook нанял PR-фирму, чтобы подбросить истории, которые преувеличивали опасения по поводу конфиденциальности в отношении продукта Google Social Circle. Фирма по связям с общественностью обратилась к известному защитнику конфиденциальности и попросила его указать свое имя в статье, которую они написали. Затем этот защитник конфиденциальности опубликовал свои электронные письма с PR-фирмой в Интернете, разоблачая кампанию и, как следствие, участие Facebook.

РОССИЯ

В России черный пиар неразрывно связан с «политической технологией», которая представляет собой эвфемизм, используемый в государствах бывшего Советского Союза для обозначения того, что по сути является политическим манипулированием.

Возможно, наиболее показательным примером является то, как президент России Владимир Путин последовательно использует традиционные СМИ и пропагандистов в социальных сетях для поддержки своего нарратива о том, что Украина неуправляема и вышла из-под контроля. Помощник Путина, Владислав Сурков, по сути, «стал пионером в новом жанре коммуникаций, в котором элементы брендинга, медиа и теории искусства, а также постмодернизма сочетаются с мощной военной формой влияния». Среди прочего, Путин привлек журналистов из печати и Сети для распространения историй о правонарушениях совершенных украинскими экстремистами (все, конечно, сфабрикованные). Эти журналисты были награждены орденом «За заслуги перед Отечеством».

Такие усилия обходятся недешево: PRWeek сообщил, что с 2000 года Россия потратила 115 миллионов долларов только на западные PR-компании. Если рассматривать это в контексте, по данным Центра общественной добропорядочности, 50 стран с наиболее серьезными нарушениями прав человека с 2010 года потратили на эти же цели 168 миллионов долларов.